Урок №1 "Среда разработки программ"

  Друзья, для изучения нам понадобится среда разработчика. Наиболее популярные дистрибутивы компиляторов и сред разработки программ вы можете скачать прямо здесь и установить их на свой компьютер. Для скачивания используйте предложенные ссылки из облака и с официальных сайтов разработчиков. Для развертывания системы разработчика программ установите одну из сред для С++ и одну для Pascal.
​Лично мне симпатизирует среда разработки Dev C++ 5.11 (48.1 Мб) для Си++ и PascalABC.Mini (5.2 Мб) для Паскаля.

1. Dev C++ 5.11 (48.1 Мб) - Бесплатная среда разработки программ на языках C/C++, включающая компилятор TDM GCC 4.9.2. Оптимальный вариант для новичков. Здесь представлен дистрибутив продукта для ОС Windows. 
Официальный сайт разработчика: 
http://orwelldevcpp.blogspot.ru. 

2. Code Blocks (31.8 Мб)  - Наиболее популярная свободная кросс платформенная среда разработки. Имея открытую архитектуру, Code::Blocks может масштабироваться за счёт подключаемых модулей. Поддерживает множество компиляторов (которые первоначально необходимо установить). Code Blocks разрабатывается для Windows, Linux и Mac OS X.

3.Turbo C++ 4.0 (4.7 Мб) - интегрированная среда разработки и компилятор языка программирования Си от Borland. Впервые выпущен в 1987 году и отличался удобством своей интегрированной среды разработки, малым размером, очень быстрой компиляцией, всеобъемлющим руководством и низкой ценой.

4. Microsoft Visual Studio 2008 Express (C++,C#,VB) (819.5 Мб) - мощный, и в то же время бесплатный инструмент от Microsoft, с помощью которого можно решать большинство нетривиальных задач. Данный пакет включает в себя Visual C++, Visual C# и Visual Basic. Более свежую версию можно найти на сайте разработчика: https://www.visualstudio.com/downloads/download-visual-studio-vs  Установщик Microsoft Visual Studio 2015 можно скачать здесь (2.8 Мб).

1. PascalABC.NET + Microsoft .NET Framework v4.0 (66.6 Мб) -это язык программирования Паскаль нового поколения, включающий классический Паскаль, большинство возможностей языка Delphi, а также ряд собственных расширений. Он реализован на платформе Microsoft.NET и содержит все современные языковые средства: классы, перегрузку операций, интерфейсы, обработку исключений, обобщенные классы и подпрограммы, сборку мусора, лямбда-выражения, средства параллельного программирования.


PascalABC.NET
- это мощная система программирования на императивном языке Delphi с диалектом Object Pascal, Microsoft.NET платформы, распространяющуюся совершенно бесплатно. Данная программа широко используется в школьной информатике, она включает в себя задачник PT4, такие инструменты, как Чертежник и Робот. Последнюю версию можно скачать с сайта разработчика: http://www.pascalabc.net

2. PascalABC.Mini (5.2 Мб) 

3. Turbo Pascal School Pak (3.8 Мб)  - интегрированная среда разработки программного обеспечения для платформ DOS и Windows и язык программирования в этой среде, диалект языка Паскаль от фирмы Borland.

4. Откройте Web-среду разработки ProgrammingABC.NET и запустите программу на PascalABC.NET прямо из окна браузера на сайте http://www.pascalabc.net/WDE/

"Очень важно правильно выбрать среду разработчика программ"

Профессор Mascot 

Среды для разработки программ после

развертывания дистрибутива

Алфавит

   Основные символы языка — буквы, цифры и специальные символы — составляют алфавит любого языка программирования.

Множество символов языка С++ включает:

  • прописные буквы латинского алфавита;

  • строчные буквы латинского алфавита;

  • арабские цифры;

  • разделители: , . ; : ? ! ' " | / \ ~ _ ^ ( ) { } [ ] < > # % &

Остальные символы могут быть использованы только в символьных строках, символьных константах и комментариях. Язык C++ различает большие и маленькие буквы, таким образом, name и Name –разные идентификаторы.
Литералы в языке C++ могут быть целые, вещественные, символьные и строковые.

  • ​десятичные: 10, 132, -32179;

  • восьмеричные (предваряются символом «0»): 010, 0204, -076663;

  • шестнадцатеричные (предваряются символами «0х»): 0хА, 0x84, 0x7db3.

  • Вещественные: 15.75, 1.575e1, .75, -.125

  • Символьные: 'a', 'e', '.', '?', '2'.

  • Строковые: "строка".

 

Комментарий – это последовательность символов, которая игнорируется компилятором языка C++. Комментарий имеет следующий вид: /*<символы>*/. ​Комментарии могут занимать несколько строк, но не могут быть вложенными. Кроме того, часть строки, следующая за символами //, также рассматривается как комментарий.

Вот некоторые обозначения символов в Pascal
.    конец программы, разделение целой и дробной частей вещественного числа (десятичная точка), разделение полей в переменной типа Record;
     ,    разделение элементов списков;
     ..    указание диапазона;
     :    используется в составе оператора присваивания, а также для указания формата вывода в операторе Writeln;
     ;    отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы;
     '    используется для ограничения строковых констант;
     - + * / ( )    арифметические знаки (используются по своему назначению);
     < >    знаки отношений;
     =    используется в составе оператора присваивания, в разделах описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно);
     @    имя специального оператора определения адреса переменной, подпрограммы;
     ^    используется для именования динамических переменных;
     {}    ограничение комментариев в программе;
     [ ]    заключают в себе индексы элементов массивов;
     _    символ подчеркивания используется также как любая буква, например, в идентификаторах - вместо пробела;
     #    обозначение символа по его коду;
     $    обозначение директивы компилятора, обозначение шестнадцатеричного числа.

Ваша первая программа

   Если программа состоит из нескольких исходных файлов, они компилируются по отдельности и объединяются на этапе компоновки. Исполняемый модуль имеет расширение .ехе и запускается на выполнение обычным образом.

    При написании программ на языке С/C++ необходимо учитывать регистр. Команда main() - означает главный модуль программы, а фигурные скобки его начало и конец. Такая программа ничего не делает, кроме того, что создает исполняемый файл с расширением .exe

​main()
{    /*Начало главного модуля*/
}  /* Конец */

    При написании программ на языке Паскаль регистр не учитывается, т.е можно команды писать прописными или заглавными. После команды Program пишут название программы латинскими буквами и ставят в конце строки точку с запятой. Команды BEGIN и END. - операторные скобки, которые означают начало и конец программы. А фигурные скобки в паскале используются для написания комментария.
Program First_code; {Название программы}
BEGIN  {Начало}
END.  {Конец программы}

Компилятор

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как именно создаются исполняемые файлы с расширением .exe из исходных кодов? Какова роль компилятора? Какую функцию выполняют транслятор и компоновщик? 
Первым свою задачу выполняет Транслятор, который преобразует текст программы в машинные коды. При условии, что в программе нет синтаксических ошибок формируется объектный файл. Компоновщик, или редактор связей, формирует исполняемый модуль программы, подключая к объектному модулю другие объектные модули, в том числе содержащие функции библиотек, обращение к которым содержится в любой программе (например, для осуществления вывода на экран). 

"Для C++ используются фигурные скобки. Это короче чем begin и end".

Профессор Mascot 

Запуск программы

ВАЖНО!!!  ​Почти каждый оператор  в Языке Си и Паскаль заканчивается точкой с запятой.

ВАЖНО!!!  ​Запустить программу на выполнение можно с помощью главного меню среды разработки или с помощью функциональных клавиш.

"Это здорово, что в программах C++ и Pascal можно писать комментарий. Программисту это может помочь обозначить важные места программы"

Профессор Mascot 

Моя первая программа!!!  ​

(программы выводят на экран слово "Hello!")

#include <stdio.h>  /* Подключение модуля стандартных функций ввода и вывода */
#include <iostream>
main() /*Главный модуль программы */
{ /*Начало*/
    std::cout <<"Hello!"; // Оператор вывода на экран
}  // Конец программы 

Program First_code;  { Название программы }
BEGIN    { Начало программы }   
   WriteLn('Hello!');
{Оператор вывода на экран}
   Readln; {Оператор ожидания ввода}
​END.   { Конец программы    } 

После запуска программы ее выполнение будет мгновенным. События, которые происходят на экране за считанные миллисекунды можно даже не уловить, так как сразу же происходит завершение программы. Для этого нужно "Придержать лошадей!". Необходимо в тексте программы использовать специальные операторы задержки на экране результатов вывода до момента нажатия какой-нибудь клавиши. Для Паскаля это будет Enter. 

© 2014-2019 «ИНФОРМАТИКА».

665413, Россия, Иркутская область,

г. Черемхово, ул. Лермонтова, д.16, тел. (39546) 5-08-18
Муниципальная общеобразовательная организация ​" ​Лицей г. Черемхово "

  • Белая иконка facebook
  • Иконка Twitter с прозрачным фоном
  • белая иконка googleplus